Pro Tools русский хелп

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

изготовить баннер

Аренда зала с проектором и аппаратурой
для проведения музыкальных мероприятий в Москве.
Перейти на сайт по аренде зала в Москве.


Музыкальные заставки для Вашего сайта

уличные музыканты в Германии

Уличные музыканты в Германии.

Frontier Design Group TranzPort
Mac mini
микрофон Blue Cactus

Зал для концерта

зал для концерта
Полезный совет по использованию компьютера с подключением к Интренет и принтера.

Если у Вас есть дети, племянники, младшие братья и сестры, то Вам , наверняка, пригодится ресурс raskraska.ru
Действие первое:
Зайти на сайт raskraska.ru
Действие второе:
Выбрать тему рисунков на raskraska.ru
Действие третье:
Нажимаем на цветное превью рисунка и получаем страницу с контурным изображением для распечатки
Действие четвертое:
Распечатываем страницу с контурной картинкой
Действие пятое:
Собираем распечатанные страницы с раскрасками и отдаем ребенку на раскрашивание
Рекомендация :
Возможно проведение небольшого занятия с использованием распечанных букв, цифр или геометрических фигур
 
 
Уроки по обработке звука и видео от Tchea и Odi

урок 7 Pro tools уроки на русском

бесплатные уроки по pro tools
предыдущая страница бесплатных уроков
на главную уроков
следующая страница уроков
( ожидайте )
ждите продолжения
Girl and training
Girl and training.


Pro tools уроки - Урок 7.
MIDI or not MIDI, vot v tcheam vopros...


      В этой, немного скандальной статье, я постараюсь обойтись без сравнений и без карканья в громкоговоритель крылатых фраз "ProTools VS Logic" или "Что удобней для работы с MIDI - Cubase или Nuendo?".

      Для тех кто хочет познакомиться с теоретическими выкладками общественного мнения на этот счет есть google, а для аналитиков-практиков - флаг в руки.

      Меня, как и вас, больше интересует - действительно ли можно использовать ProTools в качестве MIDI-секвенсора, или все таки это баг? Поэтому, обо всем по порядку...

      В настоящий момент актуальна версия ProTools 8, в которой произошло много качественных и количественных изменений, по сравнению с предыдущими версиями.
Затронули они и возможности работы с MIDI. Но поскольку некоторые из этих возможностей всё таки существовали и в "не-восьмой" версии, то начнем с наиболее общего и вечного - часто задаваемых вопросов и отвечаемых ответов:

1. Что такое MIDI ?

Ответ: http://ru.wikipedia.org/wiki/MIDI

Answer: http://en.wikipedia.org/wiki/MIDI
(Я люблю свою страну и язык, но то что написано под ссылкой "Answer", более корректно... По крайней мере там нет основополагающих формулировок в которых "синтезатор" в скобочках зачем-то называют "секвенсором" и т.п.)

2. Можно ли в ProTools записывать, редактировать и воспроизводить MIDI-сообщения?

Ответ: Я пытаюсь... Попробуйте, у вас тоже получится.

3. Что для этого нужно?

Ответ: Как минимум - создать MIDI-трек или Instrument-трек. О том, чем же они отличаются и как это технологически выглядит, поговорим позже в этом уроке.

4. Какие MIDI-инструменты (синтезаторы, сэмплеры) можно использовать с ProTools?

Ответ: Как и во всех современных секвенсорах - внешние (железные) и виртуальные (пласстмассовые). С железными всё понятно - подключил к MIDI-выходу и забыл обо всем, кроме музыки (Note On, Note Off, MSB, LSB, СС, Sysex и т.д). О софтовых же технологиях можно поговорить более подробно, поскольку теперь это едва ли не единственный способ создания "народной" музыки...

      То есть я конечно не хотел обижать фольклористов, а только пытался сказать, что это единственно возможный способ работы (с MIDI) для музыканта, у которого только кроме компьютера, аудиоинтерфейса, и ProTools LE/MP больше ничего не осталось. "Нативный" формат виртуально-инструментальных плагинов для ProTools - RTAS (для HD есть также несколько сугубо ТDM-ных модулей, например Access Virus Indigo, но пользователям ProTools LE и M-Powered он не интересен, поверьте...). Помимо RTAS можно использовать и сторонние форматы, например VST, но способ подключения их к MIDI- и Instrument- трекам несколько отличается - необходимо использовать какой-нибудь VST-to-RTAS адаптер. Это отдельная программа, позволяющая "загружать в себя" vst-инструменты и интегрируемая в ProTools через REWIRE. Первое, что подворачивается под руку - Ableton Live. Lite-версия всегда идет в комплекте с картами M-Audio и бандлами ProTools LE (mbox, 002, 003).

      По этой причине покупатели часто недоверчиво вертят в руках диск c Ableton'ом, и задают вопрос "Зачем мне ещё один самодостаточный секвенсор/редактор, если я собираюсь работать с ProTools?". Ableton Live помимо прочих своих креативных достоинств удовлетворяет двум вышеупомянутым требованиям, позволяющим использовать его в качестве моста между плагинами заведомо "несовместимого" формата и RTAS/REWIRE-ориентированным "хостом", коим является ProTools. Кстати по поводу REWIRE можно сказать немало добрых слов, поскольку помимо Ableton'а таким образом можно прикрутить к ProTools довольно много инструментов и полезных редакторов - Reason, Melodyne, DrumCore и т.д.

      В своих непродолжительных генетических экспериментах с MIDI, я как-то попробовал воплотить через REWIRE даже такую гремучую смесь как "ProTools + Gigastudio". Оказалось - вполне функциональное решение, доступное однако только M-Powered-ориентированным пользователям. Дело в том, что непременным условием для запуска Gigastudio является GSIF-совместимость аудиоинтерфеса, а этим не может похвастать ни один из mbox'ов и прочих железок DigiDesign, и в то же время у карт M-Audio (FW и Delta) с GSIF-ом как раз все хорошо. Но это уже детали.

Главное, что мы имеем четкое представление о том что виртуальные инструменты в ProTools могут быть RTAS и прочие-REWIRE.

5. Как использовать аппаратные синтезаторы/сэмплеры с Pro Tools?

Ответ: Pro Tools в этом смысле не блещет оригинальностью. Всё организуется также, как и в других подобных программах для создания MIDI-аранжировок ( секвенсорах ).
Главное, чтобы:
  • a) от MIDI-выхода вашего MIDI-интерфейса к MIDI-входу вашего синтезатора был протянут MIDI-кабель,
  • с) в Pro Tools были созданы MIDI-треки и у них на выходе были выставлены соответствующие MIDI-каналы того MIDI-порта через который будет осуществляться вывод MIDI-данных. Также нужно выбрать банк и номер инструмента ( кнопка Patch Select на треке ). Чтобы корректно управлять синтезатором и иметь доступ ко всем банкам и пэтчам ( причем не по абстрактным номерам оных, а по красивым понятным именам ), необходимо прежде согласовать весь этот механизм с помощью "Patch name script". См. пункт "b" далее:
  • b) Через меню Setup -- Midi Studio Setup создайте инструмент, выберите для него порт, к которому он подключен физически, и укажите производителя и модель. После этого в списке MIDI-выходов, если щелкнуть на MIDI-треке соответствующую кнопку, появится созданный порт, со знакомым названием вашего синтезатора. После этого Patch Select станет намного удобней в использовании.
      Можно также рассмотреть, вариант временного подключения синтезатора к вашей Pro Tools системе ( вдруг вам просто принесли его поиграться и вы не хотите менять свои глобальные настройки ). В этом случае достаточно запустить панель "Patch Select", нажать на кнопку "Change" и найти в директории
"Program Files\Common Files\Digidesign\MIDI Patch Names\Digidesign\фирма_производитель_синтезатора"
соответствующий вашей модели *.midnam файлик. Не забывайте, что если ваш синтезатор выполнен не в виде модуля, а в виде "балалайки" с клавишами, и вы хотите использовать его клавиатуру для забивки MIDI-партий, то целесообразно в настройках синтезатора отключить Local Control, чтобы не удивляться лишний раз униссонному дуэту выбранного (на MIDI-треке) пэтча с непонятно-откуда-взявшимся фортепиано...

6. Как использовать виртуальные инструменты в ProTools?

Ответ: В настоящий момент доступны два способа подключения RTAS инструментов. Первый (классический, доступный также и в старых версиях PT) -
  • a) создать в проекте Aux-трек,
  • b) подключить в "Insert" этого Aux-трека желаемый RTAS-плагин, настроить его параметры - выбрать банк/пэтч/пресет/загрузитьчтонибудь/покрутить ручки и т.д. в зависимости от специфики виртуального инструмента... (все настроки плагина удобней сделать потом, особенно если есть MIDI-клавиатура)
  • c) создать в проекте MIDI-трек и выбрать в качестве MIDI-выхода нужный плагин (он появился в списке доступных выходов с тех самых пор, как только вы подгрузили этот плагин в "insert" Aux-трека.
      Теперь, теоретически, все MIDI-сообщения, которые вы будете извлекать/рисовать/воспроизводить на этом треке, будут отправляться на этот плагин и отрабатываться, в соответствии со спецификой и его синтезаторными возможностями. Для мультитембральных виртуальных модулей ( "понимающих" адресацию MIDI-сообщений на разные пэтчи по разным каналам ), описываемый "классический" метод является наиболее употребимым. На один Aux-трек с одним экземпляром мультитембрального виртуального инструмента можно адресовать сообщения сразу с нескольких MIDI-треков, если прописать у них в "выходных" параметрах соответствующие номера каналов ( 1-16 ).

Второй способ - намного проще и логичней, но он доступен только пользователям современных версий ProTools ( если не ошибаюсь, начиная с версии 7.3 и выше ). В этих версиях появился новый тип треков - "Instrument Track", объединяющий в себе свойства Aux и MIDI треков. Такой подход предполагает загрузку в "Insert" виртуально-инструментальных модулей, способных работать только по одному MIDI-каналу.

Подобным образом осуществляется и связка по REWIRE - как только вы загружаете в "Insert" Aux-Трека Rewire модуль какой-нибудь программы ( например Reason ) , она автоматически запускается и дальше вы формируете сет с инструментами, на который хотите адресовать MIDI-сообщения, затем переключаетесь обратно в ProTools, создаете нужное количество MIDI-Треков и в качестве MIDI-выходов указываете все эти появившиеся в списке ReDrum'ы, Subtractor'ы и прочие "Малстрёмы" :) Кто ковырялся хоть раз в жизни с Reason, поймет о чем идет речь. Кстати, секвенсор в том же Ризоне тоже можно использовать - он будет крутиться синхронно с ProTools, но врятли это имеет смысл - метаться между двумя программами, чтобы редактировать данные на треках. Логичней использовать Reason только как рэк для виртуальных "синтюков" :) и "обработок", если они представляют для вас какой-либо интерес. Наверно не стоит подробно на этом останавливаться, а то придется писать статью ещё и про Reason, а это дополнительная потеря времени и денег, к тому же общий принцип REWIRE, я думаю вам уже и без того понятен.

7. Какие традиционные методы редактирования MIDI доступны в ProTools?

Ответ: В ProTools 8 есть немаловажное новшество - "MIDI Editor Window".
Функционально Оно почти в точности копирует подобные окна MIDI-редакторов в других популярных секвенсорах - "Key Editor" в Cubase/Nuendo, "Piano Roll" в Cakewalk Sonar и т.д. Поскольку это окно редактора появилось сравнительно недавно, возникает резонный вопрос - как же происходило редактирование MIDI-событий в предыдущих версиях Pro Tools? Да почти точно так же. Основные операции, которые необходимо осуществлять с записанными командами "Note On", "Note Off", сопутствующими значениями Velocity и пр.контроллерами доступны непосредственно в общем сессионном окне Edit (пользователям Cubase/Nuendo начиная с версии 3 тоже знакомо подобное представление MIDI-событий, оно называется "Edit In Place") , и мне кажется, что это в некотором смысле даже удобно, особенно если расширить вертикальные границы трека максимально до размеров экрана (Fit to Window). кстати сделать это можно очень быстро - нажатием на одну единственную клавишу [E] если "фокус" отмечен в окне Edit (или [Win]+[E], если фокус где-нибудь в другом месте). Единственное преимущество отдельного "специального" окна редактирования, реализованного в "восьмерке", состоит в том, что помимо записанных нот, можно сразу править параметры Velocity (в нижней части окна), в то время как "Дедовский" метод предполагал постоянное переключение режима отображения событий на треке - Notes, Velocity, Volume, Pan, и остальные доступные контроллеры "непрерывного действия" (CC). Кому как, но к этому тоже при желании можно привыкнуть. Кроме "нот-кирпичиков", наверно самым старым и проверенным является представление MIDI-событий в виде обычного списка - "Event List". Те кто ковырялся когда-нибудь с секвенсорами "трекерного" типа, наверняка очень сильно набили руку на чем-то подобном. Event List - самый информативный способ представления MIDI-данных. Но мне кажется, что писать музыку с помощью "Event List" - насилие над личностью! Тем не менее, некоторые вещи в нем действительно удобно делать, например - скрыть с помощью фильтра все полезные события, выделить и удалить остальные. Это пригодится при очистке чужих MIDI-файлов от команд "Bank Select" и "Program Change", потерявших актуальность Sysex'ов (если синтезатор, которому они адресованы остался где-нибудь на перроне, после гастрольного тура), всяческих CC, если хочется переписать все данные контроллеров заново и т.д. Помимо вышеописанных окон "MIDI Editor", "Event List" и встроенных средств редактирования непосредственно в глобальном окне "Edit", восьмая версия Pro Tools может похвастаться ещё и встроенным нотным редактором. Ну наконец-то! - вздохнут с облегчением многие композиторы, которым никогда не смириться с представлением нот в виде горизонтальных кирпичиков/черточек и поставленной на бок виртуальной клавиатурой. Исторически, для всех прочих конкурентных секвенсоров наличие встроенного нотного редактора всегда считалось нормой!

Появление чего-то подобного и относительно функционального в Pro Tools - это большой прорыв. Раньше такой немаловажный момент, как верстка нотного текста, решался путем экспорта MIDI-аранжировки в программу Sibelius (через меню File -- Send to Sibelius), или посредством экспорта в обычный MIDI-файл (через меню File -- Export -- MIDI) с последующим его импортом в нотно-верстальную программу. Теперь про все лишние манипуляции можно забыть, особенно если не требуется серьезная верстка, а нужно просто быстренько распечатать две три партии, и затем сыграть/записать их живьем с использованием настоящих инструментов.

Есть ещё масса полезных функций и средств редактирования MIDI (например Real Time Properties, MIDI Input Filter, Quantize и др.), но оставим разговор о них до лучших времен...



( Следите за обновлениями на этом сайте через РАССЫЛКУ НОВОСТЕЙ )

Автор статьи - Anry Tchea

бесплатные уроки по pro tools
предыдущая страница бесплатных уроков
на главную уроков
следующая страница уроков
( ожидайте )
ждите продолжения

Аренда зала для танцев и музыкальных мероприятий в Москве.

Перейти на сайт по аренде зала в Москве.

аренда зала для танцев и музыкальных мероприятий
полезные ссылки




 
odi design and photo 2009