Обучение Pro Tools

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

изготовить баннер

Аренда зала с проектором и аппаратурой
для проведения музыкальных мероприятий в Москве.
Перейти на сайт по аренде зала в Москве.

Frontier Design Group TranzPort
Mac mini
микрофон Blue Cactus

Зал для танцев

зал для танцев
Полезный совет по использованию компьютера с подключением к Интренет и принтера.

Если у Вас есть дети, племянники, младшие братья и сестры, то Вам , наверняка, пригодится ресурс raskraska.ru
Действие первое:
Зайти на сайт raskraska.ru
Действие второе:
Выбрать тему рисунков на raskraska.ru
Действие третье:
Нажимаем на цветное превью рисунка и получаем страницу с контурным изображением для распечатки
Действие четвертое:
Распечатываем страницу с контурной картинкой
Действие пятое:
Собираем распечатанные страницы с раскрасками и отдаем ребенку на раскрашивание
Рекомендация :
Возможно проведение небольшого занятия с использованием распечанных букв, цифр или геометрических фигур
 
 
 

Уроки по обработке звука и видео от Tchea и Odi

урок 6 Pro tools уроки на русском

бесплатные уроки по pro tools
предыдущая страница бесплатных уроков
на главную уроков
следующая страница уроков
ждите продолжения
Oleg Anofriev and Tchea Pro Tools training
Oleg Anofriev and Tchea Pro Tools training.


Pro tools уроки - Урок 6.
Обработка. Аудиоплагины. Маршрутизация.


      ProTools работает с подключаемыми модулями ( плагинами ) формата RTAS -
" RealTime AudioSuite " ( про формат TDM в пределах этих уроков я не
особо распространяюсь, поскольку это привилегия только дорогих
HD-комплексов ) и позволяет обрабатывать записанные аудиоматериалы
двумя способами.
Первый способ заключается в непосредственной обработке регионов
выбранным плагином. Давайте упрощенно называть его "деструктивным".
Принцип очень простой, но действенный:

  1. Вы выделяете в проекте один или несколько регионов.
  2. Затем вызываете диалоговое окно нужного модуля обработки через меню " AudioSuite ".
  3. Нажимаете кнопку " Preview " ( предварительное прослушивание) в диалоговом окне плагина и настраиваете его параметры.
  4. Нажимаете кнопку " Process " и ждете, когда выбранный/ые регион/ы будут пересчитаны в новый файл и старый регион будет замещен новым, обработанным.
  5. Диалоговое окно плагина после этого можно не закрывать, а выделять и обрабатывать следующие регионы, нуждающиеся в этом.

      У данного способа есть определенные преимущества - скорость работы, минимальная загрузка центрального процессора и т.д., однако можно обнаружить и ряд недостатков:
  • при настройке параметров плагина вы можете контролировать, нажав кнопку "preview" только выбранный регион, а весь остальной микс остается "за кадром";
  • параметры плагина невозможно динамически изменять средствами автоматизации - ко всему региону применяется только финальная статическая "картинка" которую вы отстроите в процессе предпрослушивания;
  • если захочется вернуться к исходному варианту, то придется отыскивать его в списке регионов и вытаскивать на место обработанного. Тем не менее некотороые операции над аудиорегионами можно совершить только таким способом, например довольно часто приходится:
    • нормализовать - Normalize,
    • переворачивать фазу - Invert,
    • крутить регион "задомнаперед" - Reverse,
    • давить шумы - BNR,
    • менять высоту тона и темп региона - pitch shift, time shift ...( хотя ProTools постоянно совершенствуется и в современных версиях 7.4 / 8 уже внедрены такие мощные средства как elastic pitch, и elastic time, прежние традиционные механизмы pitch/time-shift доступные в версии 7.3 тоже не стоит списывать со счетов ) и т.д.
     



      Второй способ ( " недеструктивный" :))) напоминает возню с "живыми" студийными железками, подключаемыми к микшеру либо "в разрыв" (Insert) канальной линейки, либо через петлю "посыл-возврат" ( Send / Return ). И для того, чтобы разобраться с тем, "что-куда-совать?", нужно совершить небольшой исторический экскурс.

      Издревле повелось, что сердцем любой аудиостудии являлась микшерная консоль, с помощью которой сигналы от различных источников подготавливались для записи на отдельные дорожки многоканальных рекордеров, и после записи вся обработка и сведение отдельных дорожек осуществлялась через эту же консоль. Все приборы обработки устанавливались в рэковые шкафы и соединялись с консолью через специальные коммутационные панели. А вот что именно и куда коммутировалось, зависело от категории и назначения каждого отдельного прибора обработки...

      Любителям истории студийных технологий, да и вообще всем, кто серьезно относится к этому магическому процессу, стоит порекомендовать книгу Пола Уайта - "Творческая звукозапись" ( книга очень известная, цитируемая, и её не трудно "погуглить" на любом из интернет-ресурсов, специализирующимися на этой теме ). Так вот, не желая отставать от прочих, я хочу привнести небольшую цитату, из этой книги, чтобы дальнейшая информация про модули обработки воспринималось яснее:

Цитата:
      " Процессоры, которые подключаются к микшерному пульту, делятся на две категории, каждая из которых требует разного отношения. К первой категории относятся те процессоры, которые обрабатывают ЦЕЛЫЙ сигнал. Ко второй относятся процессоры, которые добавляют ЧАСТЬ обработанного сигнала к необработанному, чтобы получить желаемый эффект. Несмотря на то, что обе категории - это процессоры одного вида, я употребляю термин "процессор" только по отношению к тем приборам, которые обрабатывают весь сигнал, и называю словом "эффект" те устройства, которые имеют микс обработанного и "сухого" сигнала."

... по моему лучше, чем Пол Уайт и не сформулировать, хотя сегодня термины "процессоры" или "эффект-процессоры" и т.д. смешались в полную контекстную кашу. Чтобы не путать "процессоры" с "процессорами", а "эффекты" с "эффектами", давайте обозначим, что по терминологии Уайта: "Процессор" - это не та штука с ножками, которая стоит у вас в системном блоке, а некий модуль обработки ( в данном случае - виртуальный ), который обрабатывает ВЕСЬ сигнал ( даже если у него есть ручка dry / wet, пусть она будет выкручена в пользу "wet" ). " "Эффект" - это некий модуль, который обрабатывает только часть сигнала, и даже если он обрабатывает сигнал полностью ( по своей собственной шине ), то в общем миксе мы всё равно слышим помимо обработанного ещё и натуральный необработанный сигнал ( это будет демонстрироваться в коммутации типа send / return ).

      Так вот... если вы ещё не окончательно запутались, то давайте практиковаться.
В начале разберемся с так называемыми "процессорами".
К этой категории можно отнести в первую очередь модули эквализации и динамической обработки, поскольку было бы странно стремиться изменять тональные характеристики и компрессию инструмента и потом смешивать обработанный таким образом сигнал с оригинальным звуком.
Поэтому в компрессорах и эквалайзерах никогда не бывает крутилки Dry / Wet - сухой / мокрый ( чистый / обработанный ). ...И поэтому компрессоры и эквалайзеры и другие приборы относящиеся к категории "Процессоров" всегда включаются в разрыв ( insert ).
Щелкните на первой свободной ячейке Insert-селектор, для того трека который вы хотите обработать эквалайзером или компрессором и выбирайте из выпадающего меню плагины " 4Band EQ 3 " или " Compressor / Limiter Dyn3 ".

digirack

compressor limiter

      Появится панель соответствующего модуля после чего можно запускать воспроизведение проекта и прямо на ходу изменять параметры обработки, пока не добъетесь желаемого результата.
Если необходимо чтобы параметры того или иного плагина изменялись динамически в процессе воспроизведения, то можно прибегнуть к помощи средств автоматизации сведения, о которых шла речь в предыдущем уроке.
По умолчанию все параметры плагинов исключены из списка автоматизируемых, но их можно добавить, нажав на кнопку "auto" в окне плагина.

После всех манипуляций, окно плагина можно закрыть и заниматься следующими треками.
Если вы захотите вернуться к настройке того или иного плагина, вставленного в разрыв, просто щелкните на соответствующем insert'е и окно плагина вновь появится.

      Не исключено, что может возникнуть ситуация, когда вы захотите на время выключить обработку, или даже полностью деактивировать ( выгрузить ) плагин, но при этом желательно, чтобы параметры которые вы с таким усердием накручивали, все таки сохранились и к ним можно было бы вернуться в дальнейшем. На этот случай есть кнопка "bypass" ( обход ) в окне плагина, или можно вызвать меню правым кликом по "Insert" и выбрать "Bypass", или ( что быстрее всего! ) кликнув на "Insert" левой кнопкой мыши, удерживая при этом клавишу [Ctrl]. Чтобы на время выгрузить плагин, не удаляя его при этом из ячейки insert'а, щелкните правой кнопкой мыши и выберите из меню "Make inactive" ( досл. - сделать неактивным ), или щелкните левой кнопкой мыши удерживая при этом [Ctrl]+[Win]. Загруженные плагины можно перетаскивать из одной ячейки в другую, меняя таким образом их последовательность (и принадлежность к тому или иному треку), и даже клонировать, если удерживать при перетаскивании клавишу [Alt].



      Помимо эквалайзера и компрессора существуют и другие модули обработки, которые вас могут заинтересовать. Например те, которые формируют линию задержки и реверберации. Их тоже никто не мешает подключать в разрыв, непосредственно на том треке, который вы хотите обработать ( точно также как вы пытались орудовать с EQ и компрессором ). Но не забудьте, что если вы подключать ревербератор в разрыв непосредственно на треке, то не помешает лишний раз покрутить регулировку MIX или Dry/Wet ( в каждом, модуле относящемся к категории "эффектов" она имеется ).

d-verb
mod delay

      Благодаря параметру Mix ( Dry / Wet ) вы можете регулировать соотношение обработанного и чистого сигналов трека. Типичный пример обработки относящейся к категории "Эффект", а не "Процессор". И поскольку "Эффекты" типа "Ревербератор" и "Delay" ( линия задержки ) нередко должны обрабатывать одновременно сигналы сразу нескольких треков, то для такой цели лучше не клонировать их бесконечное число раз по "инсёртам", а создать один вспомогательный Aux-трек ( который будет играть роль шины возврата - Return ), вставить ему в разрыв модуль ревербератора или delay и посылать сюда на обработку сигналы регуляторами Send.

      На иллюстрации я старался максимально доступно показать, как сигналы с аудиотреков достигают мастер-выхода, проходя через плагины, загруженные в разрыв, а также через кольцо "посыл-возврат". На линейке каждого трека присутствуют пять ячеек Insert, и пять+пять ячеек Send ( На иллюстрации показаны только первые пять - A-E, а прочие, F-J - скрыты ).

Обратите внимание, что в качестве входов для AUX-треков выбраны виртуальные шины ProTools -
"Bus1-2", "Bus3-4", "Bus5-6" и т.д... и они же выбраны в ячейках Send-селекторов. Количество этих шин для внутренней коммутации треков может достигать 32-х.
Управлять их наличием / отстутствием, а также переименовывать для удобства идентификации можно через закладку Bus в окне "I/O Setup", которое вызывается через главное меню ProTools: Setup -- I/O...


      На этом можно было бы пока остановиться, но есть ещё один важный нюанс, в использовании Send-Return схемы, поскольку нередко возникают ситуации, когда уровень посыла на эффект не должен зависеть от громкости (положения Volume-Фейдера) самого трека. Для этого служит едва заметная кнопка "Pre" в плавающем окне настройки уровня посыла, включающая режим "Pre Fader", как раз для того, чтобы решить вышеупомянутую задачу. Помимо плагинов, занимающихся обработкой аудиосигналов, ProTools позволяет использовать и подобные виртуально-инструментальные модули RTAS. Но, как вы понимаете, тема следующего урока - "работа с MIDI и виртуальными инструментами RTAS/VST".

( Следите за обновлениями на этом сайте через РАССЫЛКУ НОВОСТЕЙ )

Автор статьи - Anry Tchea

бесплатные уроки по pro tools
предыдущая страница бесплатных уроков
на главную уроков
следующая страница уроков
ждите продолжения

Аренда зала для танцев и музыкальных мероприятий в Москве.

Перейти на сайт по аренде зала в Москве.

аренда зала для танцев и музыкальных мероприятий
полезные ссылки




 
Alexander Babushkin design