Уроки бесплатные в Интернете бесплатное звукорежиссер звукорежессура

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

изготовить баннер

Аренда зала с проектором и аппаратурой
для проведения концертов и шоу в Москве.
Перейти на сайт по аренде зала в Москве.

Frontier Design Group TranzPort
Mac mini
микрофон Blue Cactus

Зал для концерта

зал для концерта
 
 
 
Уроки по обработке звука и видео от Tchea и Odi

урок 3 Pro tools уроки на русском

бесплатные уроки по pro tools
предыдущая страница бесплатных уроков
на главную уроков
следующая страница уроков
ждите продолжения
mac russian beauty girl
Mac girl


Pro tools уроки - Урок 3.
Работа над ошибками
Посвящается Главному Редактору

      Итак, в прошлом уроке записали или импортировали аудиоданные. Выглядит красиво, звучит не очень... Теперь самое время выяснить, с какого же боку лучше подступиться к редактированию, и как это вообще реализовано в ProTools?
Справа вы видите список задействованных в проекте регионов (" Region List ").

region list

По простоте душевной можно дать ему определение типа:
"Region List" - это список медиа-файлов, использованных в проекте... Но это не совсем так, поскольку в этом списке могут присутствовать несколько различных регионов, ссылающихся на один и тот же медиа-файл, но на разные его участки (если можно так выразиться). Иными словами, мы можем записать, к примеру, на дорожке какую-нибудь партию, состоящую из вступления, темы, вариации и заключительной части. Предположим вы ни разу не ошиблись и записали все части на одном дыхании, "за один проход". Следовательно, записанный материал представляет собой один единственный файл, и на треке и в "регион-листе" он тоже едиственен и неповторим. По мере того, как вы будете резать его на куски, как пирог, чтобы двигать, компоновать, удалять и т.д. количество регионов будет увеличиваться и в списке и на таймлинии, но все они будут по прежнему ссылаться на один и тот же файл, который вы записали вначале. Такова правда жизни! Регион - не есть файл! - это всего лишь графическое его представление, целиком или только какого-то участка - не важно, с которым мы можем делать всё что угодно - он не обидится. Можем даже удалить его с таймлинии и потом в два счета восстановить, перетащив в нужную позицию из списка регионов справа налево. Именно поэтому мы уделяем сейчас столько внимания этому важному полю Region List в окне проект. Всё что записывается или импортируется обязательно оседает в регион-листе.

Помимо списка регионов существует ещё не мало важных или много немаловажных вещей, которые необходимо узнать прежде, чем вы кинетесь редактировать записанное. В первую очередь это, разумеется - режимы и инструменты редактирования.
Режимы - их четыре , точнее, четыре с половиной.
1. Shuffle
2. Slip
3. Spot
4. Grid
Кнопки, посредством которых можно переключаться между этими режимами, находятся левом верхнем углу окна редактора. Порядок перечисления я выбрал не случайно, поскольку мы с вами договорились в начале, что будем пользоваться не только мышью но и клавиатурой - это оперативней и удобней. Итого, привыкайте к тому, что переключаемся между режимами клавишами F1, F2, F3 и F4, а на вышеупомянутые виртуальные кнопки в левом верхнем углу поглядываем изредка только как на индикаторы, чтобы не запутаться в каком из режимов находимся в настоящий момент.

1. Клавиша [F1] вызывает режим Shuffle

mode shuffle

Данный режим отличается от всех прочих наличием некоторого отсутствия степеней свободы при перемещении регионов. Из названия мы можем догадаться, что регионы как бы перетасовываются (в руках шулера) при попытке переместить их с одного места на другое. Один регион на таймлинии вытесняет и смещает другой, они не могут перекрывать друг друга, и на "склейках" очень точно стыкуются между собой. В этом режиме мы даже не можем вытащить объект на свободное пространство и бросить его в некотором отдалении от основной "нарезки". Не спешите кричать " Ацтой ! " и " Фтопку ! ", при некоторых обстоятельствах этот режим может очень даже пригодиться. Например у нас на наймлинии присутствует некая почти идеальная "нарезка", и мы хотим быстро поменять некоторые части местами, особо не заморачиваясь на точности телодвижений.
Исходная последовательность такова:

регионы по порядку pro tools

Все регионы стоят по порядку part 1, part 2, part 3.. и т.д. А хочется сделать следующее - part 1, part 5, part 3, part 2 и part 4. Значит, включаем " shuffle " и хватаемся мышью за part 5 и вставляем её между первой и второй, а потом ещё подвигаем третью примерно в том же направлении. Вот что получилось:

part

      Границы регионов не сдвинулись, "дырок" между объектами не наблюдается, продолжительность секвенции индентичная, последовательность именно та, которой мы и добивались. И для этого потребовалось всего лишь три небрежных движения (плюс один поворот извилины). А теперь попробуйте сделать примерно то же самое, но в других режимах... Совершенно не обязательно, что у вас это получится так же быстро, но это только доказывает, что каждый режим обеспечивает необходимую гибкость для конкретной задачи. Например, вам потребовалось переместить регион в какую-то произвольную позицию, без привязки к чему-либо... Значит пора воспользоваться следующим инструментом:

2. Клавиша [F2] вызывает режим Slip

mode slip Фактически вы уже всё знаете про этот режим, поэтому добавлять что-то не имеет особого смысла. Когда вы хватаете и тащите регионы или их границы, то они могут свободно скользить по тайм-линии, не приклеиваясь ни к чему, игнорируя любую разметку ( grid ).

3. [F3] - клавиша очень строгого режима - Spot

mode spot
Шаг влево, шаг вправо - выскакивает окно "Spot Dialog", где вы должны точно указать в какую позицию таймлинии необходимо переместить выбранный ( сдвинутый ) регион.
spot dialog
Этот режим может быть интересен только роботам и звукорежиссерам, работающим над озвучкой фильма по монтажному листу, где жестко прописано что-где-и-когда должно происходить. Например, вот вам некий упрощенный вариант монтажного листа:
01:15:43 скрипнула дверь
01:15:55 крадущиеся шаги
01:16:34 глухой удар по деревянному предмету
01:16:35 сдавленный стон
01:16:50 ...и т.д.

Ваши действия в этом случае -
1. Находите и импортируете в список регионов необходимые шумовые сэмплы из вашей коллекции аудиофайлов.
2. выдергиваете их по очереди из регион-листа на треки таймлинии и бодро забиваете указанные значения таймкода.
Кому-то покажутся дикостью подобные методы, но поверьте, иногда "spot" действительно более удобное и оперативное решение, чем традиционные "драг-энд-дроп" приемы.

4. [F4] - режим Grid

grid

При определенных обстоятельствах очень напоминает slip, но дает возможность сдвигать регионы и их границы с автоматической привязкой к сетке проекта. Существует несколько доступных форматов сетки, каждый имеет своё уникальное предназначение, но мы рассмотрим для начала только наиболее употребимый в музыкальном контексте вариант. Формат "Bars:Beats" ("Такты:Доли"). По умолчанию в программе установлен именно этот режим и шаг соответствует целому такту, то есть при попытке сдвинуть регион чуть-чуть вправо или влево, вы сдвигаете его сразу на целый такт. Неплохо? Если шаг привязки вас не устраивает, то можете уменьшить его через выпадающее меню "Grid" в верхней панели окна редактора. Вот тут оно находится:
edit bar grid
Меню вызывается нажатием на маленький треугольник справа, и выглядит следующим образом:
menu grid steps

Ну вот. Остается разобраться с вариантами режима Grid (их два) - Absolute и Relative (абсолютный и относительный). Переключается он повторным нажатием на [F4] и кнопка "Grid" становится фиолетовой. Вот так.


Вы очень быстро разберетесь с назначением каждого, если попробуете подвинуть регион, левая граница которого не совпадает с какой-либо долей такта. В первом случае левая граница приклеится к сетке, во втором объект будет выравниваться с сохранением этого отступа. Короче говоря, "Релатив" очень удобен, если нужно двигать регионы, содержащие музыкальные фразы, начинающиеся с затакта или какого-нибудь хитрого форшлага. Естесственно режим Grid (в формате Bars:Beats) полезен только в том случае, если вы редактируете нечто вполне ритмичное, записанное под метроном (о котором будет рассказано позже).

Итак, с переключением режимов редактирования разобрались. Теперь буквально несколько слов про оставшиеся кнопки. Слева-направо... Кнопки масштабирования.
zoom
Все очень просто и интуитивно - нажимаете на правую стрелочку увеличиваете горизонтально (Zoom in), на левую - уменьшаете (Zoom out). Аналогично работают стрелки вверх-вниз для вертикального Zoom'a (для аудио и MIDI регионов). Интересной особенностью является возможность масштабировать все это хозяйство туда-сюда, просто щелкнув и удерживая кнопку мыши, при этом двигая мышь влево-вправо (или вверх-вниз). Но мне больше нравится классический способ - удерживаем [Alt] и крутим колесо. Еще полезно пользоваться Zoom-пресетами (маленькие круглые кнопки 1-5). После того, как настроите себе необходимый масштаб, кликните и удерживайте какую-нибудь из этих кнопок, после чего выберите в вывалившемся меню пункт "Save Zoom preset". Далее сможете быстро вызвать нужную степень увеличения нажатием на соответствующую кнопку пресета, или с помощью сочетания клавиш [Windows]+[1-5]. И ещё в ProTools есть одно волшебное свойство - Zoom Toggle. Вызывается сочетанием [Windows]+[E]. С помощью Zoom Toggle можно быстро разворачивать/увеличивать фактически на полный экран (и не только, смотря как настроите) любой выделенный фрагмент композиции. Очень удобно!!!

... Ну и наконец, самое интересное - кнопки на панели инструментов редактирования!!!

tools

Выбор инструмента в этой секции производится по порядку клавишами [F5]...[F10] или сочетанием [Ctrl]+[1-6]. Первый инструмент - Zoom Tool (опять Zoom). Назначение, надеюсь, более чем понятно. Прямо как в "фотошопе" - выбрали инструмент "Лупа" :), щелкнули в любом месте на таймлинии - увеличили, обвели объект - опять увеличили, а если нужно уменьшить - удерживаем [Alt] и снова щелкаем, щелкаем, щелкаем... (не проще ли покрутить колесо?) Маленькая плоская кнопочка под "Лупой" - тот самый Zoom Toggle, вызываемый на самом деле [Windows]+[E] (см.выше). Второй инструмент - Trim Tool. Существует в трех вариациях (Standart, TCE и Loop). Пока ограничимся только стандартным "тримом" - подрезающим границы регионов. Навели слева, щелкнули-подрезали, щелкнули-потянули опять подрезали (или расширили) и т.д.наоборот. Третий инструмент - Selector Tool. Ну тут совсем всё понятно... Это чтобы выделять. Четвертый инструмент - Grabber Tool. Тоже очевидная вещь - загребущая рученка. Но у неё есть три интересных модификации:


a) Time - уцепились за объект, он весь выделился, и тащим его целиком (если до этого долго и упорно возились с Selector'ом и старались аккуратно выделить фрагмент региона, то всё псу под хвост!!!).
b) Separation - если аккуратно выделить Selector'ом фрагмент, то в этом режиме Grabber ведёт себя вполне адекватно вытаскиваем на новое место выделенный фрагмент и он вырезается, в результате чего образуется новый регион.
c) Object - обвели несколько регионов (объектов), можно даже на разных треках, и перетаскиваем всю пачку в новое место.
Последние два инструмента ( Scrubber и Pencil ) могут довольно эффективно использоваться, но подробно сейчас нет смысла на них останавливаься, поскольку в дальнейших уроках ещё будет повод вернуться.

Общая же информация о них может быть такова: Scrubber - скребок обыкновенный, служит для прослушивания отдельных фрагментов. Принцип действия - щелкнули-потянули-звучит. Можно осуществлять прослушивания с любой скоростью и в любом направлении (смотря куда и как потянете). Инструмент нет смысла выбирать с помощью кнопки с нарисованным динамиком или с помощью вышеупомянутых клавиш, поскольку к нему можно получить быстрый доступ, работая с инструментом Selector (а именно в связке с ним "скраббер" чаще всего и используется). Если удерживать клавишу [Windows] - Selector на время превращается в Scrubber. Pencil - Правильно! Карандаш!!! (а как вы догадались?). Служит для рисования... "кривых" (и "прямых") автоматизации громкости, панорамы, изменения темпа, MIDI-нот и различных данных MIDI-контроллеров. Если доживем до следующих уроков, то обязательно вспомним о существовании карандаша. На этом можно было бы и закончить урок, но я почти забыл про ещё один секретный инструмент редактирования - Smart Tool - безымянная продолговатая кнопка под "триммером", "селектором" и "граббером". При редактировании чаще всего приходится a) подрезать края, b) выделять и c) перетаскивать. Smart Tool объединяет эти три функции, но чтобы полноценно работать с этим инструментом нужно немного потренироваться. Вы уже заметили, что когда мы использовали инструменты по отдельности, курсор мыши принимал вид выбранного инструмента. Со Smart-Tool всё немножко сложнее - нужно приноровиться к тому, что курсор меняет свой вид в зависимости от того к какой части региона мы его подводим. Соответственно автоматически переключается и текущий инструмент. При наведении на нижнюю центральную часть региона, указатель меняется на Grabber. При перемещении указателя над верхней частью региона, указатель находится в режиме Selector. Если навести указатель на левую (или правую) границу региона курсор меняется на Trim Tool, но если поднять "пограничный" Trim-указатель чуть выше середины, то тут вступает в силу ещё один неочевидный инструмент... я бы назвал его - Fade Tool (Фэйд), но пора уже заканчивать всю эту болтовню и практиковатся, а то мы так ничему не научимся...

( Следите за обновлениями на этом сайте через РАССЫЛКУ НОВОСТЕЙ )

Автор статьи - Anry Tchea

бесплатные уроки по pro tools
предыдущая страница бесплатных уроков
на главную уроков
следующая страница уроков
ждите продолжения

Аренда зала для танцев и музыкальных мероприятий в Москве.

Перейти на сайт по аренде зала в Москве.

аренда зала для танцев и музыкальных мероприятий
полезные ссылки




 
Alexander Babushkin design